В связи с изменениями в законодательстве с 1 января 2022 года усиленную квалифицированную электронную подпись для руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей и нотариусов будет выдавать только Федеральная налоговая служба (ФНС) России.
С 1 июля 2021 года до 1 января 2022 года - переходный период. В этот период ФНС начинает изготовление и выдачу квалифицированной электронной подписи. Однако, пока она налаживают процесс, некоторые коммерческие удостоверяющие центры (УЦ), все-таки, имеют право выдавать такие электронные подписи (их количество всего около 20 штук на всю Россию!).
Полезная информация о выдаче квалифицированной электронной подписи ФНС России.
Информация о деятельности ФНС в области изготовления и выдачи усиленной квалифицированной электронной подписи раскидана по многим источникам. Мы постарались собрать в одном месте минимальное количество максимально полезной информации.
Информация на официальном сайте ФНС России о применении электронной подписи.
Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи"
Деятельность Удостоверяющего центра ФНС России регламентируется Порядком, утвержденным Приказом ФНС России от 30.12.2020 N ВД-7-24/982@ и Регламентом, утвержденным Приказом ФНС России от 05.07.2021 N ЕД-7-24_636@,
Некоторые публикации на официальном сайте ФНС по этой теме:
https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/10880039/
Порядок получения электронной подписи в УЦ ФНС России
Регламентом УЦ ФНС предусмотрено несколько способов получения квалифицированной электронной подписи. Но в настоящее время доступно только 2 варианта. Расскажем о них подробнее.
Подготовка к получению электронной подписи в ФНС России
Перед получением электронной подписи в ФНС Росси мы рекомендуем
запросить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по вашей организации или предпринимателю и проверить сведения, которые там указаны. Все сведения должны быть актуальными (полные и сокращенные наименования, ИНН руководителя, ФИО руководителя должно быть как в паспорте, ИНН физического лица руководителя, адреса регистрации и место нахождения, прочие данные). В случае наличия расхождений необходимо их исправить - обратитесь в ФНС!
Вариант 1. Самый простой способ получения электронной подписи в ФНС России
Для того, чтобы воспользоваться самым простым способом получения электронной подписи вам потребуется следующее:
- Оригиналы документов - паспорт гражданина РФ и СНИЛС;
- Если получаете подпись на руководителя организации - номер ИНН руководителя (физического лица);
- Сертифицированный ФСТЭК или ФСБ защищенный носитель с сертификатом ФСТЭК или ФСБ (как выбрать защищенный носитель - читайте в нашей статье);
- Распечатанная выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (может потребоваться информация из этой выписки в ФНС);
После того, как все подготовили - записываемся онлайн на прием в ФНС.
ВНИМАНИЕ! Согласно Письма ФНС России ЕА-4-26/2465@ от 01.03.2022 записываться на прием не нужно!
Приходим в ФНС с документами и носителем и получаем электронную подпись! Все просто!
Однако у этого способа есть один недостаток! Дело в том, что специалист ФНС будет вручную заполнять заявление на получение электронной подписи - это займет время. После заполнения заявления эти данные уйдут на проверку в ведомства (МВД, ПФР, ФНС и пр.) - этой займет время. Вручную заполненные данные могут содержать ошибки, поэтому результат проверки может быть отрицательным, придется исправлять - это снова время.
В итоге получение подписи "самым простым способом" не гарантирует 100% результат с первого посещения ФНС России. Но на 99% точно работает, это проверено практикой!
Мы рекомендуем использовать следующий вариант получения электронной подписи, который считаем наиболее правильным.
Вариант 2. Самый правильный вариант получения электронной подписи в ФНС России
В общих чертах порядок получения электронной подписи выглядит следующим образом:
Шаг 1.
Заявитель (организация, индивидуальный предприниматель или нотариус) должны подать заявление на получение квалифицированной электронной подписи.
Заявление подается в личном кабинете налогоплательщика индивидуального предпринимателя или организации на официальном сайте ФНС России. Ранее было доступно подача заявления из личного кабинета Физического лица (руководителя организации, индивидуального предпринимателя, нотариуса), но в январе 2022 года данный функционал был отключен ФНС России.
Перед подачей заявления мы рекомендуем запросить выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП по вашей организации или предпринимателю и проверить сведения, которые там указаны. Все сведения должны быть актуальными (полные и сокращенные наименования, ИНН руководителя, ФИО руководителя должно быть как в паспорте, адреса регистрации и место нахождения, прочие данные). В случае наличия расхождений необходимо их исправить до подачи заявления!
Если подача заявления покажется сложной - можете обратиться в нашу платную техническую поддержку. Мы поможем сформировать заявление и подготовим Вас к получению электронной подписи в ФНС.
Шаг 2.
В случае положительного ответа на заявление необходимо записаться на получение квалифицированной электронной подписи.
Запись на прием также производится в личном кабинете налогоплательщика - физического лица. Записаться и получить квалифицированную электронную подпись можно в любой инспекции. Пример записи на получение - на нашем сайте.
Шаг 3.
Посетить налоговую инспекцию (по предварительной записи) для получения квалифицированной электронной подписи. На получение должен явиться сам Заявитель лично (доверенным лицам услуга оказана не будет!).
На получение необходимо предоставить:
- Распечатанное и подписанное заявление на изготовление квалифицированной электронной подписи (формируется на Шаге 1);
- Оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт или иной документ, установленный Регламентом и законом);
- Печать организации или индивидуального предпринимателя (если Вы работаете с печатью);
- Сертифицированный ФСТЭК или ФСБ защищенный носитель. Например, Рутокен Лайт или Рутокен ЭЦП. Как выбрать носитель - читайте в нашей статье;
- Копию сертификата ФСТЭК или ФСБ на ваш защищенный носитель (можно скачать с сайта производителя, но некоторые инспекции требуют заверенную копию);
- Рекомендуем предоставить копию сертификата соответствия или приложение на ваш защищенный носитель, где прописан его серийный номер (некоторые инспекции его запрашивают, но их выдают только с новыми носителями);
- Иметь при себе оригинал СНИЛС;
- Рекомендуем иметь при себе выписку из ЕГРЮЛ/ЕГРИП (некоторые инспекции ее запрашивают)
Получение электронной подписи
Заявитель лично посещает налоговую инспекцию, где ему записывают квалифицированную подпись на защищенный носитель.
При получении оформляется ряд документов, установленных Регламентом. Процесс выдачи электронной подписи может фиксироваться на фото или видеоаппаратуру.
Обычно, процесс получения занимает 20-40 минут.
Что нужно для работы электронной подписи, полученной в ФНС?
Для работы электронной подписи, полученной в ФНС, необходимо произвести настройку компьютера.
Настройка компьютера производится исходя из условий:
- какими средствами изготовлена ваша электронная подпись;
- где планируется применять электронную подпись (для какой бизнес задачи? на какой ресурсе? в какой информационной системе?).
ФНС изготавливает электронную подпись при помощи нескольких средств:
- при помощи программных средств электронной подписи ( КриптоПРО CSP, Vipnet CSP и пр.);
- при помощи аппаратных средств криптографии (Рутокен ЭЦП 2.0, JaCarta, и др.).
Основная масса подписей, выданных в июле 2021 года изготавливалась средствами программы КриптоПро CSP, как будет далее - пока не знаем.
В зависимости от средств, которыми была изготовлена электронная подпись, будет отличаться её настройка (отличается очень сильно!).
В печатной форме сертификата, который Вы получите в ФНС определите, какими средствами изготовлена подпись (поле "Средство электронной подписи владельца").
Для настройки вашей подписи под конкретные бизнес задачи рекомендуем использовать инструкции тех информационных систем, где будете работать с подпись.
Обращаем ваше внимание! Некоторые средства электронной подписи (например, КриптоПро CSP) необходимо приобрести для работы с электронной подписью!
Если Вы не можете справится с настройкой вашей электронной подписи, полученной в ФНС России - можете обратиться в нашу платную техническую поддержку. Обычно настройку мы производим удаленно, по времени эта процедура занимает примерно 15 минут. Настройки, которые мы производим являются "универсальными" и подходят для 99% областей применения вашей электронной подписи.
Ссылки на некоторые инструкции
Инструкция по настройке защищенного носителя Рутокен.
Инструкция по настройке электронной подписи, изготовленной средствами КриптоПРО CSP.